Утро понедельника, работать не хочется, а надо! Поэтому в целях самомотивации я решила написать пост ещё об одном предмете, играющем важную роль в культуре тюрков вообще, и сибирских тюрков в частности - о плети (камче). Тем более, что некоторым из ПЧ прошлый пост был интересен (за что я им страшно благодарна!). Да и сам предмет какой-то, я бы сказала, мотивирующий
Среди ряда бытовых вещей большой ритуальной значимостью у тюркских народов обладала плётка камча. Она была своего рода амулетом. Алтайцы, вырезавшие кнутовище плети из таволожника, никогда не прожигали в нем отверстие для ремня, а непременно просверливали. Кнутовище «отпугивало» злых духов, огонь же мог «умертвить» живую силу дерева. Кроме того, плетью наказывали младших родственников и чужеродцев. В эпосе герои убивали ею врагов, недостойных почетного удара саблей. Одновременно камча служила надежной защитой от всякого рода «нечисти».
читать дальшеС этой целью она применялась тувинским шаманом во время «встречи» родственников с умершим на 7-й и 49-й день. Шаман проводил камлание в обычной одежде. Призывая душу покойного, он отгонял плеткой азаларов (злых духов), чтобы те не мешали говорить умершему. «Каждый из родственников в то же время раскуривал свою трубку, "угощая" умершего, и просил его поговорить с младшим родственником. В это время шаман сидел без бубна, но держал в руках плётку (камчи), которой стучал по земле и кричал: ,"Кыш, кыш, элег, элег" (т. е. "Рано, рано!"), выражая этим сожаление о преждевременной смерти покойного».
По нормам обычного права тувинцев в случае нарушения человеком гостевого этикета обиженный хозяин мог забрать у него лошадь с седлом, но обязательно оставлял плётку. Плётка была единственной у каждого человека, в ней, по представлениям тувинцев, концентрировались благополучие лошадей, удача и счастье в разведении скота. Отнять плётку значило ввергнуть се владельца в разорение. Такое отношение к камче отразилось и в алтайском фольклоре. После выполнения трудных заданий герой эпоса «Маадай-Кара» Когюдей-Мерген вместе со своей невестой отправляются домой. На прощание от Ай-Кана, отца девушки, он получает десятисаженную золотую плеть, а его суженая — нож-складень. Вслед за ними «с шумом уходит весь народ, с блеяньем и мычанием уходит весь скот».
«Плеть, парень, назад, кинь,
— Белый скот пусть обратно возвращается.
Нож назад брось,—
Народ пусть домой вернется», — говорит богатырю конь.
Делали плеть с соблюдением особых обрядов. Например, тывинцы левобережья Хемчика делали это так. Для того, чтобы сделать черенок для плетки, человек находил кустарник сооскен (таволожник) и «рукой отмерял от приглянувшемуся ему прута кусок нужного размера. Затем он обхватывал прут в определенном месте левой рукой и, зажав его в кулак, говорил: "Кай баарнын ол? — Кyдa идешь?" После этого зажимал прут выше правой рукой, не разжимая левого кулака, и отвечал: "Таг унейн тееп!— Иду на гору!" После этого ответа он, держа прут правой рукой, перемещал еще выше кулак левой руки и снова спрашивал: "Чуге уперин ол? — Зачем на гору идешь?" Затем снова переставлял правую руку и отвечал: "Кымчи сывы кезип алыр тээт! — Рукоятку к плётке срезать!" Потом опять переставлял вверх левую руку и говорил: "Менээ бирээден — Мне одну (рукоятку)". Затем переставлял другую руку: "Сенгээ бирээден! — Тебе одну!" И переставив еще раз руку, заканчивал разговор: "Шуве! — Ладно!" После этого срезал черенок отмеренной руками длины».
Обряд этот интересен и тем, что в нём отражена взаимосвязь человека и природы - для того, чтобы превратить природный объект в вещь, полезную для людей, человек должен договориться с окружающей средой.
Камча бывала нескольких видов - с ножом в черене, со шлепком для смягчения удара и волкобой с тяжёлый грузилом на конце.Ну и картинки, куда же без них?) Правда, это уже будет не Сибирь, а Центральная Азия. Но они наши соседи, так что пусть.
Кыргызские камчи
Казахская камча
А вот про следующие камчи не могу с уверенность сказать, к какому народу относятся. Фотографии тех камчей, что есть у нас в фондах не выкладываю - они старые и выглядят довольно непрезентабельно, поэтому пришлось фото собирать по сети.
читать дальше