Историческая АУ - жанр, безусловно, интересный, но трудный для написания. Прелесть его состоит в том, что он позволяет посмотреть как будут действовать любимые герои в рамках другой эпохи, то есть насколько они впишутся со своим характером и привычками в другие культурные реалии. Дополнительной приятностью является то, что фикрайтер получает возможность нарядить персонажей хоть в камзол, хоть в кимоно, хоть в римскую тогу. Сложность же заключается в том, что от автора требуется не только умение владеть словом, но и знание матчасти. Причём трудности написания такой аушки, как правило, перевешивает все гипотетические плюсы жанра, поэтому берутся за такое единицы.
Самым любимым персонажем для отправки в прошлое у англоязычных райтеров, пишущих по "Белому Кресту" является человек, который видит будущее, - Кроуфорд. Собственно говоря, все прочитанные мною исторические АУ были как раз с его участием. Сразу оговорюсь, что я сознательно не затрагиваю стимпанк и фики из разряда "давным-давно жил да был прекрасный принц Ая", так как их с чистой совестью можно отнести к сказкам.
Есть несколько способов написать историческую АУ, и вот о них-то и будет мой рассказ.
читать дальшеСпособ первый. Придумываем такой сюжет, какой мог бы происходить в любую эпоху и украшаем его самыми узнаваемыми деталями того или иного периода. В качестве примера возьмём незаконченный макси-фик As it is, as it was, авторства Silrayn Silverwolf. Сюжет таков: оракулу кажется, что лидер Вайсс ему кого-то сильно напоминает. Далее читатель узнаёт, что герои уже встречались в прошлых жизнях, поэтому наряду с Японией конца 20 века действие фика происходит в Древней Греции и Шотландии 19 века. Таким образом, нам даны три исторические локации. Вселенная канона нам знакома, поэтому на ней останавливаться не буду. Итак, Древняя Греция - Фивы. Юноши Лисандр (это наш Ран) и Аристей (Хондзё Юси) вместе растут и учатся всему, что нужно знать свободному греческому гражданину, в том числе владению мечом. Со стороны Аристея симпатия постепенно перерастает в нечто более глубокое - первую юношескую любовь. Он надеется, что вместе с Лисандром они войдут в элитное воинское подразделение, будут прикрывать друг друга в бою и когда наступит час, то вместе и погибнут. Лисандр пытается полюбить Аристея, но однажды встречает Эвтокла (Кроуфорда) и Махаона (Шульдиха) и проникается симпатией к более зрелому мужчине Эвтоклу. Но фик не дописан, поэтому линия прерывается, и мы переносимся в Шотландию, где граф Рори Макдафф (Кроуфорд), выполняя матушкин завет, ищет себе жену. И взгляд его падает на красавицу из клана горцев - Дейдру Кирни (если честно, не уверена, что правильно пишу её имя). И вот она оказывается ни кем иным, как Лисандром-Раном, который эту жизнь проживает в женском обличье. Я немножко отвлекусь, ибо Дейдра хороша - красно-рыжие волосы, пышная грудь, точёная талия и суровый характер. Надо заметить, что эта сюжетная линия очень смахивает на женский роман. Возможно потому, что подобный сюжет неоднократно встречается в романах про аристократическую любовь. Скучающий граф, молодая пылкая красавица - невинная, но гордая, ещё один воздыхатель - Лахлан Кирни (Юси) и стервозная Мойра Друммонд (Шульдих), которая рушит чужое счастье просто из вредности. В принципе, исторических реалий в фике мало, используется только то, что легко узнаваемо - пышные платья, хитоны и другие внешние атрибуты. Проникнуться духом времени у читателя вряд ли получится.
Способ второй. Берём известный исторический сюжет, желательно такой, какой описан в деталях каким-нибудь выдающимся историком. Например, самим "отцом истории" - Геродотом. Затем возьмём любимых героев и попытаемся запихнуть их в прокрустово ложе чётко прописанных исторических реалий, а если они будут сопротивляться, то тем хуже для них. Автор должен быть твёрд. Для примера возьмём фанфик Bearing Gifts авторства daegaer с пейрингом Шульдих/Кроуфорд. За основу взята пересказанная Геродотом легенда о том, как персидский царь Дарий принимал македонских послов. с самой первой строки мы сталкиваемся с неким Хуршидом - персидским вельможей, веселящемся на царском пиру. Всё идёт просто замечательно, но вдруг, откуда ни возьмись, появляется иллирийский раб, который говорит, что Хуршид непременно должен покинуть пир, ибо вероломные послы замышляют убийство персов. У раба такие знакомые всем нам рыжие волосы, ухмылка, а своё поведение он мотивирует тем, что прочитал дурные намерения в мыслях гостей. Приятно познакомиться, Шульдих! Далее выясняется, что Хуршид видит будущее. Это Кроуфорд! Заканчивается же всё тем, что герои, внезапно оказавшиеся Шварцами, сбегают с пира и избегают смерти. Впечатление, честно говоря, этот фик на меня произвёл странное - реалии все соблюдены, но при чём здесь "Белый Крест"?
Лично у меня рисуется следующий сюжет на тему "ВайссоШварцы в Древнем мире". Вавилон, знаменитый пир Валтасара, появившаяся из ниоткуда рука пишет на стене загадочные слова "мене, текел, фарес". никто ничего не понимает, паника, и тут поднимается Кроуфорд, наряженный в пышные одежды, и толкует эти слова, которые он, кстати, мог сказать и Такатори: "Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Фарес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам". А за его спиной, откидывая покрывала, встают две "любимые жены господина" - Ая и Шульдих. Телепат контролирует ситуацию, на то он и кукловод, а Ая вытаскивает катану. Извините, это я увлеклась.
И, наконец, путь последний, самый сложный, который под силу не каждому автору, да и читателю. Автор не использует реалий конкретной эпохи, он берёт самые специфические черты, свойственные истории то или иной страны, добавляет мифологических деталей и сплавляет всё это в единое цельное повествование. На выходе мы получим White Butterfly автора Seraphim Grace. Этот полностью вышедший из под авторского контроля незаконченный макси-фик рассказывает о том, как однажды, давным-давно в таинственной стране Японии встретились человек, который видит будущее и мальчик, мир которого в одночасье рухнул. Кроуфорд по воле Seraphim Grace становится онмёдзи при дворе императора, а Ран - сыном даймё, родителей которого предал клан Такатори, и они, дабы избежать позора, покончили с собой. Таким образом, благодаря автору мы оказываемся то в старом поместье клана Фудзимия, то при императорском дворе, то в киотском доме онмёдзи, то в замке Гифу, принадлежащем родне Рана. На мой взгляд, весьма неплохо отражено клановое сознание людей той эпохи и средневековое мировоззрение. Мы можем наблюдать здесь и феодальную иерархию, и даже вместе с автором пытаемся разобраться в вопросах наследования земли. Но зато абсолютно невозможно установить хронологию - пышные кимоно, кажется эпоха Хэйан, а вот и нет - тут же нам пишут про путешествие в Европу; упоминают замок Гифу, который был разрушен около 1600 года, и тут же пишут про цинского посла, а династия Цинов пришла к власти в 1645 году и т. д. Я лично считаю, что автор поступила так намеренно, в её задачу не входила реконструкция определённого исторического периода, нет, ей нужен был дух времени. Кроме того, в тексте много мифологических деталей. Например, в поместье Фудзимия есть скрытый сад, где растёт старая сакура, вокруг которой совершаются таинственный обряды, есть и Лунное святилище, где находился Ран, когда был при смерти из-за происков куртизанки, мечтавшей заполучить расположение Кроуфорда. А под самим домом Фудзимия есть каменная плита, которая, как считалось, закрывала собой вход в царство богини смерти Идзанами, и три тюремных камеры со странными названиями - Уста, Чрево и Потроха.
Таким образом, хоть исторических АУшек и мало, но они все разные и я уверена, что каждый сможет себе найти что-нибудь по вкусу.
ссылки:
Сайт Silrayn Silverwolf reocities.com/Area51/Matrix/6456/cxa/index2.htm...
Bearing Gifts, автор daegaer springkink.livejournal.com/238096.html
White Butterfly seraphim-grace.livejournal.com/101592.html
а есть еще исторические фико-ау, которые написаны по литературным историческим ау. например, пиратская тематика часто пишется не с реалий исторических, а с киношных и книжно-романтических аушек от этих самых реалий
ыыы прикольно
Я рада!
пишется не с реалий исторических, а с киношных и книжно-романтических аушек от этих самых реалий
Есть такое, но я выбрала путь именно от исторических реалий. Например, в "Дары приносящих" от daegaer меня ссылки на Геродота весьма удивили - такая источниковая база! Вот только героев я не узнала ...
пиратская тематика
А ты знаешь на англе что-нибудь про ВайссоШварцев-пиратов?
пиратская тематика часто пишется не с реалий исторических
Если пиратов писать, основываясь на исторических документах, то уж больно они непривлекательные, вернее, отталкивающие будут.
только чисто фэнтезийные вещи
Например? Вот в шапке Пресишез от клюэлесс сайко стоит фэнтези. А ещё?
город ступеней
Это стим-панк. Знаю такой фик. Не читала, но из обзоров знаю.
читать дальше
читать дальше
читать дальше
Да, к сожалению так часто и бывает
Этот полностью вышедший из под авторского контроля незаконченный макси-фик
Вот когда начинаешь что-то писать, именно этого и боишься
алиса777, спасибо, очень интересно )
, спасибо, очень интересно
Рада, что понравилось! Ибо я всё-таки не литературный критик
алиса777, порой это хорошо
Ведь проще всего, не зная до конца истории и реалий, перемешать все с собственной фантазией и авторским произволом, как, собственно, и сделала Серафим в Бабочке. По крайней мере, мне так показалось, хотя, оговорюсь, я не специалист, но есть ряд совершенно вырывающихся деталей, котрые волей-неволей бросаются в глаза.
По моему мнению, писать АУ, соответствующее хоть немного историческим реалиям, гораздо сложнее и интереснее.
И почему Вы отбрасываете четвертый вариант - самому придумать сюжет в рамках интересующей эпохи? Да, это трудно, но ведь возможно)))
есть ряд совершенно вырывающихся деталей, котрые волей-неволей бросаются в глаза.
Так в том-то вся и прелесть! Она играет с историей. То, что часто представляют закостенелым, становится живым и подвижным. Это не фальсификация, это игра. Я следила на её блоге за тем, как она писала "Бабочку", работу она проделала большую. И сплавить всё в единый сюжет гораздо сложнее, чем переписать себе в текст учебник истории. читать дальше
четвертый вариант - самому придумать сюжет в рамках интересующей эпохи?
Я такого не встречала, потому об этом и не пишу.
Простите, не могу согласиться. Я не считаю историю закостенелой, а исторические романы - пересказом учебника.
читать дальше
Я следила на её блоге за тем, как она писала "Бабочку", работу она проделала большую.
Не сомневаюсь. Но сплав хорош тогда, когда авторские детали плавно входят в основную канву сюжета, а не режут глаз очевидным несоответствием.
То, что делает Серафим с историей лично меня выбивает в глубочайший диссонанс.
Это не подвижность... это винигрет из совершенно разных, плохо стыкующихся друг с другом кусочков. Из них сложно создать единую картину, понять, в каком мире живут герои, каким правилам следуют, и что происходит вокруг. Возможно, Серафим проделала гигантскую работу над подбором материала. Но с моей точки зрения, то что получилось - весьма сомнительно.
И духа времени я там так и не нашла. Дьявол и дух - они скрываются в мелочах, по которым внимательный может определить эпоху. Дух анимешно-лубочной Японии - да, присутствует.
Впрочем, возможно это какой-то литературный изыск. Я математик, мне не понять.
Путь с "самому придумать сюжет в рамках интересующей эпохи" - если браться за него основательно, требует тонн обоснуя и перелопаченных материалов. И под такие трудозатраты уже проще писать оридж.
Если это, вдруг, намек в мою сторону
Вот уж чего нет, того нет. Я не люблю намёки и говорю прямо.
Я не считаю историю закостенелой,
Я её таковой тем более не считаю. И писала я не о ней, а о том, как её часто изображают.
авторские детали плавно входят в основную канву сюжета, а не режут глаз очевидным несоответствием.
Да в том-то и фишка, что они вошли как надо! Режут глаз несоответствием чему? Здесь соблюдены тенденции и общие закономерности. Хотите борьбу центральной власти против крупных феодалов, чтобы избежать центробежных тенденций? Есть там это - для чего император послал негоциатора. Ответственность феодала перед зависимым населением? Тоже есть. Там добротный такой феодализм. Приблизительно можно определить период как классическое средневековье. Это историческое моделирование, вполне допустимая вещь - поместить что-то из одной эпохи в другую для последующего анализа. Там хронология принципиально неопределимая. Но точно передана суть периода.
Я уже всё сказала выше.
nover Lady Ges
у серафим есть то, что гораздо круче любой историчкой точности - она умеет писать образ, художественный образ. да она пишет не историческую японию, она пишет мифояпонию, но не традиционную мифояпонию, которой уже нет, а ту мифояпонию, которая есть сейчас. миф, он же в отличие от истории, не отмирает , не пропадает в водах леты, он вечен, потому что вечноизменяем. вбирая в себя все новое и новое. сплавляя и трансформируя, он не умирая вечно возрождается в собсвтвенном горниле. и что такое аниме с культурной точки зрения? это тот же миф, это те же сказки, этот же лубок как упрощенная мифопоэтическая модель. в аниме, как раньше в сказаниях, в сказках в упрощенной форме трактуются старые-новые мифы.точно также как и в нарративной истории,которая по большей част также является мифом.
серафим не следует нарративу в мелочах, но оперирует принципами, костяком, структурой мифа. не описывает заново то, что описано до нее, но наращивает новую плоть на скелет мифа.
я абсолютно согласна с тем, что бабочка серафим - это не историческая аушка, потому что это мифологическая аушка, где миф понят несколько шире, чем запечатленный на бумаге ОДИН из вариантов вариаций мифа
серафим не следует нарративу в мелочах, но оперирует принципами, костяком, структурой
Точно. И не только мифа, но и истории. Здесь есть крепкий исторически костяк. Мне он, например, глаза колет.
nover Lady Ges , вы посмотрите шире - история это не статья в энциклопедии, не набор дат. Нет, это развитие. Здесь оно есть, и и направление развития с исторической точки зрения совершенно верное. Они идут верной дорогой
к построению централизованного государства.В таком случае простыми словами это называется "фентези". В декорациях Японии эпохи Эдо.
алиса777
История - это не набор дат и цифр. Это люди, жившие в конкретную эпоху. Это хитросплетения связей между людьми и странами, которые восхитительны своей плавной непротиворечивостью. И тем, что их развитие можно проследить как вперед, так и назад по ленте времени. Здесь... Здесь есть обрывки, не стыкующиеся с остальными частями.
Как фентези - вещь безусловно хороша. Как нечто, имеющее отношение к истории...
Переосмысление, доосмысление, выход в мифологическое пространство - к истории, как науке о прошлом это имеет весьма мало отношения.
и к тому же, бабочка - это не историческая монография, призванная восстановить картину эпохи.
вообще, понятие исторической аушки очень забавно, ибо история как таковая во многом аушна. кто докажет, что события пятивековой, тысячелетней давности были именно таковыми, а не дополнены последующими поколениями, смотрящими на историю своими, историческим измененными глазами.
а исторические романы эко? килотонны точнейше процитированных и сплетенных воедино дат, цитат, персоналий и прочего рождают совершенно аушное от традиционной истории полотно.
и, кстати, взаимоотношения людей в бабочке как раз очень исторически точны. в наши дни почти все персы бабочки считались бы социопатами или неполиткорректными особами
Эко очень точен в соблюдении реалий эпохи. В отличие от. Поэтому я не понимаю, почему его образы должны выбиваться из исторического полотна. Они его только дополняют.
А Карфаген был разрушен. А уж кто какой камень свернул - тут простор для воображения.
Фентези - это не обязательно магия. Здесь - совершенно точно оригинальный мир, построенный на основе средневековой Японии.
и, кстати, взаимоотношения людей в бабочке как раз очень исторически точны. в наши дни почти все персы бабочки считались бы социопатами или неполиткорректными особами
Так неполиткорректность и социопатичность теперь основной признак, по которому можно определить исторически достоверный характер?
"Этот танк Т34 времен Римской Империи исторически достоверен, поскольку имеет исторически достоверно нарисованного на борту орла".
Мне вообще это напоминает анекдот про реконструкторов.
2050 год, реконструкторский слет, тема слета Вторая мировая.
И вот на весь этот цирк приезжает мужик на Т 34-ке но с башней от Тигра. Его спрашивают
- Ты что творишь? Это же не исторично!
- А что? Одна война, один регион...
вот у Серафимы - точно так же.
Если честно, дискуссия меня безмерно порадовала. Правда. Дело в том, что если бы не уважаемые оппоненты, то не было бы тех аргументов, что уже были приведены.
fundo
Огромное тебе спасибо! Твои комментарии нам очень пригодятся. Ты понимаешь, о чём я.
Lady Ges
история никогда не была плавной и непротиворечивой - есть моменты, где историческая наука противоречит сама себе, а сам исторический процесс движется противоречиями. Миф к истории имеет прямое отношение, ибо он её предтеча, археология и этнография рассматривают его как важный источник исторической информации. Далее, текст серафим - не реконструкция эпохи, историческим он может считаться потому, что в нём представлена весьма неплохая модель феодализма - важного периода всемирной истории. Я говорю, что "Бабочка" исторична именно из-за феодализма (хотя вы меня, похоже, не слышите, а ведь я сказала об этом в самом посте).
Этот танк Т34 времен Римской Империи исторически достоверен, поскольку имеет исторически достоверно нарисованного на борту орла".
А это можно отнести как раз к тем, кто переписывает учебник истории себе в текст, не понимая сути исторического процесса. Да, здесь принципиально неопределяемая хронология, но хорошо (для литературного произведения) передан дух эпохи, то есть умонастроения людей. Дух эпохи - это не мелкие детальки, ибо они создают только аромат эпохи, её колорит, нет, это магистральная линия её развития на данном этапе. Не были бы здесь прописаны вассалитет, борьба центральной власти за создание единого государства, феодальная лестница, клановое сознание людей той эпохи, а ведь это важнейшая черта феодализма - восприятие себя как части целого и правило "нет человека без господина" - говорить было бы не о чем.
В целом же, я предлагаю дискуссию свернуть, так как пересказывать по энному разу аргументы, высказанные в самом посте, мне надоело. Потому что я вам про общие закономерности, а вы мне про детали. Я про моделирование, вы про реконструкцию. Последний раз говорю: хронология нарушена, но феодализм изображён верно.
Тем более, что в сети меня не будет, поэтому прошу выбрать другую площадку для "изобличения" серафим. Оптимальный вариант - написать ей самой, высказать претензии и задать вопросы. Она не вредная, отвечает, как правило, быстро и всем.