Если у тебя нет лисы, значит, у кого-то их две! (с)
Досмотрела вчера второй сезон аниме "Код Гиасс" и хочу кое-что написать по этому поводу. Правда, остаётся ещё третий сезон, но он, насколько мне известно, будет без Лелуша.
Первый сезон он очень понравился, несмотря на пафос и своеобразную кламповскую рисовку, второй же шёл много хуже - меня раздражал фансервис, рассчитанный на мужскую аудиторию, когда героиня была одета в более чем откровенную одежду, и не важно, насколько такой наряд был уместен в данной ситуации и соответствовал характеру героини. Ну, и сам Лелуш меня тоже изрядно бесил. Но финал второго сезона меня с ним примирил - всё-таки он оказался из той когорты анимешных героев, которые не ждут к себе снисхождения, потому что тот суд, которым они судят себя сами, гораздо более суров, нежели чей-либо ещё. Они не дают слово внутреннему адвокату, на этом "процессе" присутствует только прокурор. И приговор обжалованию не подлежит. Отнявший жизнь не только должен умереть, ему следует не просто смириться с этим, но принять это всей душой. Принять не просто как данность, установленную кем-то извне, но как закономерный итог и даже некую внутреннюю необходимость. Кроме того, несмотря на всю строгость суда и суровость приговора, в смерти героя, добровольно перешагнувшего через нормы морали, есть и некое милосердие - душу не стоит обременять грехами бесконечно, нужно дать ей возможность вовремя уйти.
читать дальше
Первый сезон он очень понравился, несмотря на пафос и своеобразную кламповскую рисовку, второй же шёл много хуже - меня раздражал фансервис, рассчитанный на мужскую аудиторию, когда героиня была одета в более чем откровенную одежду, и не важно, насколько такой наряд был уместен в данной ситуации и соответствовал характеру героини. Ну, и сам Лелуш меня тоже изрядно бесил. Но финал второго сезона меня с ним примирил - всё-таки он оказался из той когорты анимешных героев, которые не ждут к себе снисхождения, потому что тот суд, которым они судят себя сами, гораздо более суров, нежели чей-либо ещё. Они не дают слово внутреннему адвокату, на этом "процессе" присутствует только прокурор. И приговор обжалованию не подлежит. Отнявший жизнь не только должен умереть, ему следует не просто смириться с этим, но принять это всей душой. Принять не просто как данность, установленную кем-то извне, но как закономерный итог и даже некую внутреннюю необходимость. Кроме того, несмотря на всю строгость суда и суровость приговора, в смерти героя, добровольно перешагнувшего через нормы морали, есть и некое милосердие - душу не стоит обременять грехами бесконечно, нужно дать ей возможность вовремя уйти.
читать дальше
а почему тогда в массовой культуре, в том же аниме, так часто поднимается тема вины и возможности/невозможности её искупления?
Почему тогда герои чувствуют себя виноватыми, если они просто выполняли свой долг?
что же касается терзаний героев (тех же вайсов) по поводу того, что они - грязные убийцы, то тут еще: 1) нормальное "общечеловеческое" понимание того, что убийство не есть добро; 2) на самом деле они - обычные люди (простые гражданские лица) с соответствующей психологией, а вовсе не прирожденные убийцы или воины/самураи, для которых убивать врагов - профессиональный долг и призвание
очень интересный ответ - есть над чем подумать!
ну во-первых, чувство вины и понятие "грех" - это все же несколько разные вещи
Ну да, вина - это всё-таки внутреннее болезненное осознание своего проступка, а грех - нечто внешнее.
И мне кажется, что в некоторых произведениях японской массовой культуры нередко отражается конфликт между традиционным понятием долга и "общечеловеческими" моральными установками?
А вы "Код Гиасс" смотрели? Мне, например, кажется, что он испытал некоторое влияние "Белого креста". Есть определённые переклички.
В частности, образ сестры. Только Наналли, увидев преступления брата и осознав, захотела сама разделить его грехи. Впрочем, мы не знаем как поступила бы Ая, узнав всю правду о брате.
в том числе самого героя, да
ага.
конфликт между традиционным понятием долга и "общечеловеческими" моральными установками - с одной стороны, оно и в европейской (христианской) культуре при наличии "официального" тезиса "убийство-грех", для воинов всегда была своего рода индульгенция на это дело; в Японии по сути - то же самое, но, в некотором роде, более возведенное в культ (культ долга и готовности воина к смерти) "Путь воина - это Смерть" (с) самурай живет лишь для того чтобы убивать и быть убитым - это основа их учения ( но самураи тоже люди и тоже хотят жить - это конфликт, да) и тд... а но для прочих сословий (не самураев), убийство - это просто преступление, в глазах общества прежде всего.. при том, что японцы в целом более философски относятся к смерти (тк религия обещает перерождение, а не судный день)
Код Гиасс - не смотрела... рекомендуете?))
для воинов всегда была своего рода индульгенция на это дело
Я бы сказала, что тут не всё просто - да, воинам убийство, как правило, не ставится во грех, есть и святые-воины, но добродетель воина состоит не столько в победе над врагом, сколько в сохранении нравственных устоев и готовности жертвовать собой ради других. Вот именно это последнее и оправдывает их.
самурай живет лишь для того чтобы убивать и быть убитым - это основа их учения
А разве не для того, чтобы служить?
лицо, не божественное - реальное, которое "берет на себя ответственность".. в БК - это лицо - Персия.. недаром вайсы постоянно твердят, что "если убьешь без приказа, то ты - просто преступник".. при этом вопрос "а судьи - кто?" - у них практически не возникает, что характерно...
Потому что они ему служат, добродетель служения. Она даже в аниме, несмотря на всю его коммерциализированность, прослеживается - отказаться от своей воли, своих желаний в пользу другого. Вот в "Коде" это очень ярко выражено - целая группа персонажей, во главе с самим Лелушем, отказывается от себя. И во многом аниме об этом - или ты становишься орудием в чужих руках, не осознавая этого (гиасс Лелуша - это лишающий воли гипноз), или ты сознательно отказываешься от своих интересов ради близкого человека, страны или человечества.
Вот и у вайссов есть такое оправдание - они служат.
Не могу сказать, что рекомендую или не рекомендую смотреть это аниме - оно своеобразное. Много фансервиса и всякой "клюквы". которая подчас страшно бесит.
воинам убийство, как правило, не ставится во грех, есть и святые-воины - это да.. но тут опять же речь о том, что при фактическом сходстве отношений воин-убийство в европейской и японской культуре - есть существенные отличительные нюансы, основанные как раз на разнице подходов к понятию греха, долга и смерти...
добродетель служения - вот опять - терминология более присущая христианской морали, чем японской)) хотя суть та же, но.. эмм.. оттенки значения - несколько другие... не знаю как правильно объяснить))
у вайссов есть такое оправдание - они служат - хочу еще раз добавить - не смотря на то, что вайсы - японцы, они - все ж не самураи, а обычные дети 20 века.. со всеми вытекающими)
я, пожалуй, не столько долг имела в виду в посте, сколько о душевной потребности избавиться от того, что гнетёт душу, или научиться жить с этим.
Долг, конечно, частично снимает остроту душевного конфликта, но нельзя всё списать на него.
- это да.. но тут опять же речь о том, что при фактическом сходстве отношений воин-убийство в европейской и японской культуре - есть существенные отличительные нюансы, основанные как раз на разнице подходов к понятию греха, долга и смерти...
Я писала исключительно о европейской культуре, о христианском понимании долга воина, о том, что если ты пошёл в армию, априори тебе никто никакого "освобождения" от греха не даст.
вот опять - терминология более присущая христианской морали, чем японской)) хотя суть та же, но.. эмм.. оттенки значения - несколько другие... не знаю как правильно объяснить))
А я не знаю, как правильно понять))
хочу еще раз добавить - не смотря на то, что вайсы - японцы, они - все ж не самураи, а обычные дети 20 века.. со всеми вытекающими)
Если ты переступил через внутренний запрет на убийство другого, то остаются только внешние ограничители, разве нет?
Это как солдаты, вернувшиеся из зоны боевых действий, подчас говорят, что на войне проще, потому что там можно убить. А в мирной жизни их сдерживает только угроза уголовного наказания.
читать дальше пункты 2-4 главным образом
спасибо огромное!))
Обязательно прочитаю))